Человек, который считает, что у него есть чувство юмора, - считает себя молодцом с врожденными способностями шутить и думает, что этот природный дар – просто дар небес, и кому даров не досталось – ну уж не досталось, живите с тем, что есть.
Человек, который считает, что у него нет чувства юмора, - считает, что ему даров небес не досталось, да и не нужны они особо, собственно. Других даров достаточно. Незачем и стремиться.
Если человек, который считает, что у него есть чувство юмора, задумается, почему он так считает - он скажет: «Я часто смеюсь над чужими шутками или над выступлениями комиков». Или он скажет: «Я часто шучу и все смеются в ответ»
А человек, который считает, что у него нет чувства юмора, скажет: «Мне вообще не смешны 99,9% шуток, над которыми смеются остальные.» Человек, который считает, что у него нет чувства юмора, скажет: «Я никогда не шучу». И добавит какие-нибудь веские аргументирующие причины ))
Давайте нарисуем из этих ответов матрицу
Мне смешно (я смеюсь)/
Мне не смешно (не смеюсь) /
Я шучу /
Я не шучу
Видим 4 сектора бытия в реальности.
Два в секторе «Я» и два в секторе «Мне»


Я шучу или не шучу – это проявление моего импульса по направлению ВОВНЕ
Мне смешно или не смешно – это реакция в ответ на направленное КО мне
Самонамеренный импульс как одна грань проявления юмора. Свечение своего источника.
Реакция на приходящее в моё пространство как вторая грань проявления чувства юмора.
И тогда первый шаг по развитию чувства юмора – начинать понимать себя: где я сейчас в проявлении этих двух аспектов ВОВНЕ и КО МНЕ
Как часто я сам шучу? В каких осбстоятельствах? С какими людьми? На какие темы? Почему у меня устроено именно так?
И – как часто я смеюсь/реагирую на шутки? В каких обстоятельствах? С какими людьми? На какие темы? Почему у меня устроено именно так?
То есть шаг номер 1: исследовать «А как это работает у меня сейчас?»
В комическом, над которым мы смеёмся, речь почти всегда идёт о противоречии или о контрасте, одна из сторон которого не так явно, как вторая, является предметом обсуждения. Фрейд считает, что мы вытеснили эту вторую сторону, а шутка вновь извлекает её из подсознательного.
Часто в нашей жизни мы видим только одну сторону истины (философы называют истину, в которой содержатся две противоположности - апорией), вторую сторону, возможно противоположную, - мы либо не видим, либо видим не сразу, либо вытесняем её.
«Холостяк – это мужчина, у которого, к счастью, нет жены» - Это определение всегда вызывает смех, потому что здесь не важно, какая из двух сторон вытеснена, в нём ощущается понимание сложности статуса холостяка.
Умение видеть целостно противоположности истины – важное умение и для жизни, и для создания шуток. Многие шутки направлены только на одну часть истины. И если научиться интегрировать полярности – вашим шуткам не будет цены.
«Невозможно обсуждать с колодезной лягушкой мировой океан, поскольку она знает только свой колодец. С мухой-поденкой невозможно обсуждать времена года, поскольку она живёт только один день.. Со специалистом невозможно обсуждать жизнь в целом, поскольку он знает только свою область». Чжуан-цзы
Юмор – один из самых сильных и эффективных инструментов управления для руководителя.
Если рассматривать «руководство» только как передачу интересов системы в рамках иерархии сверху вниз, то такой процесс часто сталкивается с тем, что в социальных системах имеют место встречные процессы, которыми иерархия не может управлять или может управлять очень поверхностно. Юмор и смех всегда были инструментами, которые запускали такие «неофициальные» процессы. Ведь влияние часто находится на стороне того, с кем вместе смеются, - совершенно не зависимо от того, какое место в иерархии он занимает.
Да и в кризисные времена, которые теперь уже можно назвать «хроническими», или, по-умному: VUCA мир, - лучшим антикризисным менеджментом, лучшим инструментом гибкой адаптации является смех – в нём есть и необходимая дистанция, и необходимая мотивация, и необходимое ресурсное состояние для продолжения движения вперёд.




